Каталог файлов по биологии

Главная » Файлы » Мои файлы

Педагогические технологии
21.11.2016, 20:07

Инновационная деятельность

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент».

Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется, в первую очередь, происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно- ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

- программированное обучение;

- модульное обучение.

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста студентов используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;

акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;

креативно-развивающийся подход формирует у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;

контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.

Перечисленные современные образовательные технологии соответствуют требованиям и положениям концепции образования, в том числе и в учреждениях СПО.

Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

Студенты должны научиться:

- осознавать свою личную и социальную значимость;

- ставить перед собой цели самоактуализации, самоусложнения задач и проблем (обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности);

- адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает ответственность личности в принятии решений;

- максимально концентрировать свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент (отсроченная победа).

Педагогические технологии

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая технология  —  это продуманная во  всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателя.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической,  психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения".

Технология отвечает на вопрос  -  как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом.

Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям  -  критериям технологичности, которыми являются: 

  • Концептуальность (опора на определенную научную концепцию); 
  • Системность (логика процесса,  взаимосвязью его частей, целостность); 
  • Управляемость (диагностическое целеполагание, планирование, проектирования процесса обучения, поэтапная диагностика, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов); 
  • Эффективность (эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантированное достижение определенного стандарта обучения); 
  • Воспроизводимость (применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами).

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация  и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.

К основным дидактическим принципам относятся: 

  • принцип научности и доступности обучения; 
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой; 
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя; 
  • принцип наглядности; 
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся

Г. К. Селевко, дает следующую классификацию педагогических технологий: 

По уровню применения:  общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии. 

По ориентации на личностные структуры:  информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии. 

По организационным формам:  классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способы обучения, дифференцированное обучение. 

По типу организации и управления познавательной деятельностью  (по В.П.Беспалько): классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», обучение с помощью учебной книги  -  самостоятельная работа, система «малых групп» -  групповые, дифференцированные способы обучения, компьютерное обучение, система «репетитор» -  индивидуальное обучение, «программное обучение», для которого имеется заранее составленная программа.

Различают также комбинации этих «монодидактических» систем:

традиционная классическая классно-урочная система Я.Л Коменского (лекционный способ + самостоятельная работа с книгой),

современное традиционное обучения (классическая система + технические средства),

групповые и дифференцированные способы обучения (система малых групп + репетитор),

программированное обучение (программное управление с частичным использованием всех остальных видов). 

По подходу к обучающемуся: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания. 

По преобладающему (доминирующему) методу:

  • догматические, репродуктивные;
  • объяснительно-иллюстративные,
  • программированного обучения,
  • проблемного обучения,
  • развивающего обучения,
  • саморазвивающего обучения,
  • диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.

Технология развивающего обучения

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология

развивающего  обучения является одной из наиболее признанных. У ее истоков

стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.

Л. С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Смысл понятия «зона  ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами. 

Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед обучающимися не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет слабо. 

Принцип обучения  на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако, не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.

Технология полного усвоения

Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум.

Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату.

При классно-урочной системе, задающей для всех обучающихся одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни лучше усваивают материал, другие  —  хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т. е. уровень овладения знаниями у всех разный. 

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный

уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда. 

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей.

Педагог должен довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям познавательной деятельности относятся: 

• знание (студент запомнил, воспроизвел, узнал); 

• понимание (студент объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал); 

• применение (студент применил изученный материал в конкретных

условиях и в новой ситуации); 

• обобщение и систематизация (студент выделил части из целого, образовал

новое целое); 

• оценка (студент определил ценность и значение объекта изучения). 

Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в том, что все содержание учебного материала разбивается на отдельные учебные единицы (у разных авторов — «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т. д.). Учебные единицы закончены по смыслу (содержательная целостность) и небольшие по объему (3—6 уроков). По каждой из единиц усвоения готовится тест (контрольное задание) по двухбалльной шкале (зачет-незачет). К каждой учебной единице также разрабатывается коррекционный дидактический  материал, рассчитанный на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения и дает возможность ученику подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения. 

Определенным образом к предстоящей работе подготавливаются учащиеся.

Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы группы с преподавателем на договорных началах и разъяснить основные принципы данного способа обучения. Отметка за усвоение темы (раздела, курса)

выставляется после заключительной проверки по эталону, заранее указанному учащимся. 

В ходе работы каждый студент получает необходимую помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений студенту дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления. 

Деятельность педагога в рамках данной технологии предполагает следующее: 

• ознакомление с учебными целями; 

• разъяснение общего плана обучения; 

• изложение нового материала (осуществляется традиционно); 

• организацию текущей проверки; 

• оценивание текущих результатов; 

• коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения; 

• организацию малых подгрупп взаимопомощи; 

• повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь. 

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. 

Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного

обучения, появились в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли ученые Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др.  При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед студентом задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. 

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. 

Проблемная ситуация возникает в том случае, если: 

• для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием; 

• обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями

и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между

знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями); 

• необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях; 

•имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа; 

•имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. 

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое студенту проблемное задание соответствует его интеллектуальным  возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. 

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,

практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание  и

проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной

ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных

условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. 

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед

учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. 

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

  • проблемного изложения;
  • частично-поисковой  деятельности;
  • самостоятельной исследовательской деятельности. 

Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, преподаватель вскрывает  путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. 

В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.  Исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы. 

Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения. 

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки, большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической

реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. 

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной

деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни.

Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что исходя из своих интересов учащиеся вместе с педагогом проектировали решение какой-  либо практической задачи.

Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-

проектов.  И хотя такой  подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся. 

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей.

Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Также можно отметить следующие педагогические технологии:

  • технология дистанционного обучения;
  • технология «концентрированного» обучения (погружения в предмет);
  • технология модульного обучения;
  • технология компьютерного обучения;
  • технология адаптивного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология коллективного взаимодействия;

   

Категория: Мои файлы | Добавил: silver | Теги: педагогические технологии
Просмотров: 354 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]